Закономерности развития моды модные циклы

Цикличность женской моды определяется сменой и строгой последовательностью трех силуэтов:
1.    вытянутый овальный силуэт
2.    трапециевидная форма
3.    прямоугольная.

Закономерности развития моды модные циклы

И если до 19 века полная смена этих силуэтов женской одежды длилась 300-500 лет, то в 19 веке уже за 100 лет были повторены все основные стилистические формы. А к концу 20 века и соответственно в наши дни для одного цикла полного обновления структуры костюма нужно всего-то 21-22 года.

Кроме того, история моды XX века подтверждает, что даже если в какой-то период времени доминировала одна из форм одежды, ей обязательно сопутствовали и другие модные веяния, следы предыдущих стилей.

Закономерности развития моды модные циклы
 

А как же дело обстоит сейчас, в начале 21 века? Мы живем во времена так называемой «быстрой моды», когда благодаря интернету можно быстро быть в курсе всех модных новинок, модные дома представляют от 4 до 6 коллекций в год, а крупные производители (H&M, Zara, Gap, Asos и др.) обновляют свои коллекции до 20 раз за  год.

Практически каждые 2-3 года мы слышим о возвращении на модный олимп модных тенденций того или иного десятилетия. Так, с начала 2000-х в отдельные годы доминировали:
·         тенденции 60-х (укороченные платья-трапеции, яркие цвета, необычные принты),
·         лет 7-8 назад ворвались удивительные 70-е (бахрома, замша, эстетики стилей бохо и хиппи),

Закономерности развития моды модные циклы
 

·         года 3-4 назад с подачи Гоши Рубчинского и Демны Гвасалия на авансцену вышли дерзкие 90-е, модные приметы которых и сейчас никак не теряют своей актуальности.

Тем не менее и им уже пришла смена – продолжая тему протеста, очередной виток спирали моды отсылает нас к духу 80-х годов.

Закономерности развития моды модные циклы
 

Современная мода последовательно проходит несколько этапов:
1.  Ее истоки зарождаются в недрах доминирующего стиля. Новая модная тенденция еще только обретает будущую форму и направленность, держась в отдалении от господствующего стиля.
2.  Следующий этап – «выход в свет» новой модной идеи, которая постепенно вытесняет и замещает распространенную в настоящее время тенденцию и спустя 3-4 года достигает пика популярности.
3.  Триумф новой моды идеи длится около 4-5 лет, пока она себя полностью не исчерпает и не потеряет свою актуальность.
4.  И вот уже ей на смену идет новое модное веяние, а ставшие привычными тренды получают приставку «анти». Соответственно созревшая новая мода занимает свое место на модном олимпе.

Весь цикл длится примерно 9-10 лет, что примерно соответствует календарному десятилетию. Именно поэтому сложились простые для запоминания отсылки к модным десятилетиям: «мода 40-х», «мода 70-х», «мода 90-х» и т.д. Но возвращение тех или иных исторических элементов костюма или модных явлений не является копированием. Это обязательно будет их переосмысление через призму времени, воплощение идеи прошлого в современных материалах, актуальных деталях, новых сочетаниях. 

Если же говорить о развитии моды, обусловленной влиянием социально-экономических, политических явлений в обществе, культуры, занятости и покупательской активности населения, то здесь речь идет о более длительных циклах, протяженностью от 16 до 20-21 года.

Развитие моды циклами можно рассматривать с позиции сменяющих друг друга сильного и слабого периода. Какие же характеристики присущи данным циклам?

Сильный период (иначе грубый или геометрический):
·           к силуэту добавляются излишние объемы, которые на контрасте делают женщину более хрупкой;
·           наблюдается упрощение женского костюма и его максимальное приближение к мужскому (40-е, отчасти 60-е, 80-е, наше время);
·           превалируют жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой;
·           используются как контрастные, «чистые» цвета, так и напротив – приглушенные, слегка грязноватые оттенки.

Политическое и военное напряжение вызывает всплеск интереса к элементам военной формы, жестким конструкциям плечевого пояса, к глухим припыленным оттенкам. А времена экономического кризиса отзываются корректными простыми силуэтами, натуральной цветовой палитрой, интересом к рукоделию, крафтингу и секонд-хенду.

Слабый период (женственный или пластический):
·      женщины всячески подчеркивают свою женственность и утонченность;
·      силуэт костюма приближается к идеальной форме «песочные часы»;
·      можно наблюдать экзальтацию женского;
·      распространены мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные  ткани;
·      используется широкая градация оттенков.

Сегодня можно предполагать, что по мере выхода из экономического кризиса в моду вернутся блеск и яркость, свойственные, например, эпохе 20-х годов прошлого века.

Судя по тому, что мир сейчас проживает сильные экономический и политический кризисы, а как следствие в том числе и новый виток феминизма, без сомнений мы живем в грубый (сильный) период:
·    Мы все уже примерили, кто-то полюбил, а кто-то еще присматривается к прямому вытянутому силуэту и оверсайз.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·    Мы активно вводили элементы стиля милитари в свои образы.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·    Многие, особенно молодежь, заявляли о себе через обезличенность стиля нормкор и серо-черно-белую гамму.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·    Мы приняли и полюбили спорт не только в кэжуальных образах, но и в деловой и даже вечерней моде.

Закономерности развития моды модные циклы

 
Модные идеи этого периода останутся с нами еще на ближайшие лет пять-семь. Но уже сейчас стоит обратить внимание на некоторые идеи, которые будут формировать макротренды на период 2019-2020 годов:
·      Минимализм на основе спорта, комфорта и удовлетворения собой и жизнью.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·      Оверзайз будет уменьшаться, будут возвращаться простые силуэты, но одновременно женственные. Здесь важны будут акцентированные детали силуэтов.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·      Нежные пастельные и природные оттенки – розовый, молочный, нежно-лиловый, напоминающие ретро-пастельные тона середины 20 века.

Закономерности развития моды модные циклы
 

·      Детали hand-made.

·      Крафтинговые детали и одежды – мастерски сделанная и даже изысканная ручная работа, декоративные детали с неким ностальгическим акцентом.

Закономерности развития моды модные циклы

Вместе с тем, уже можно почувствовать, что зарождается новый виток, новый большой женственный цикл. Его приметы уже  можно прочесть через следующие приметы:
1.  Новая женственность – В моду возвращается подчеркнуто женственный стиль. Но не с позиции традиционных требований к красоте. В выражении себя через внешний вид женщины становятся более дерзкими, элитарными. Их имидж как бы говорит: «Я — сложная, интеллектуальная, рафинированная».
2.  Акцент на талию – возвращается приталенный силуэт. Но в отличие от его традиционного прочтения в стиле нью-лук, используются более сложные грубые фактуры, сочетание с вещами более свободного кроя.

Закономерности развития моды модные циклы
 

3.  Будут уходить широкие акцентированные плечи, продиктованные тенденциями 80-х, возвращаются силуэты ближе к классическим и женственным с точки зрения создания кроя.
4.  Нежные цветочные принты, но пока в сочетании с грубым верхом или низом образа.
5.  Возвращение некоторых элементов из 60-х гг.: силуэт трапеция, мыс каре у обуви.

Закономерности развития моды модные циклы
 

И в заключение предлагаю улыбнуться метаморфозам, которые раскрывает закон изменения представлений о женской моде, сформулированный еще в 1937 г. Джеймсом Лавером, британским историком моды и искусства: «Один и тот же костюм кажется неприличным за 10 лет до своего времени, элегантным и умным — в свое время, через год кажется безвкусным, через 10 – отвратительным, через 20 – забавным, а через 70 – очаровательным».

Текст: Татьяна Лукомская

Источник

Посмотрев фотографии с недели моды наступающего сезона, вдруг вспоминаешь, про мамин чемодан, в котором хранятся вещи ее молодости. В том году, новую жизнь обрела мамина джинсовая курточка oversize и изумрудная замшевая юбка А – силуэта. Итак, какие предметы гардероба пора доставать из сундука? К каким вещам вернулась молодость?

Закономерности развития моды модные циклы

Исследование модных циклов

Ни один век исследователи выявляли закономерности развития моды. Одни из них отрицали существование четких ритмов, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов в моду. Интересное исследование провела американка А.Янг относительно колебаний модной формы женской юбки. В результате ее исследования периоды повторения формы составляют 36 лет, а полный цикл смены все трёх типов — 100лет.

Если раньше мода на одну вещь держалась 50 – 100 лет, изменялись лишь элементы декора, формы, ткани, аксессуары, то цикл современной моды существенно сократился. Влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что разные стили существуют в одном историческом периоде, не успевают сменять друг друга, а порой и смешиваются между собой. А какие тенденции современной моды и что она позаимствовала из других десятилетий, расскажу ниже.

Закономерности развития моды модные циклы

Цикличность моды. Тенденции из прошлого

Всеми любимый свитшот в начале XX века был создан владельцем текстильной фабрике в Алабаме. Новая вещь быстро обрела популярность среди спортивных команд. В XXI веке удобные кофты перестали быть исключительно спортивной одеждой и появились в коллекциях российских дизайнеров. Такие свитшоты можно найти в коллекции российского бренда oh, my.

Неизменным атрибутом женского гардероба начала XX века стали объемные воланы. Очередное их триумфальное возвращение состоялось в минувшем сезоне. Сегодня российские дизайнеры предлагают множество вариантов платьев, блуз и даже пальто, рукава которых украшены объемными оборками. Яркий тому пример коллекции Алёны Ахмадулиной.

Закономерности развития моды модные циклы

Открытием военного периода стал популярный стиль милитари. Верхняя одежда, к которой не стихает интерес дизайнеров несколько сезонов остается полюбившийся всем тренчкот. А в коллекции русского дизайнера Александра Терехова тренчкот можно подобрать на любой вкус.

Триумфальное возвращение вещей может повторяться снова и снова. Кюлоты опять на вершине модны как в 40-х и начале 90-х годов.

В начале 50-х годов в Великобритании зарождается субкультура “Teddy Boys”. Характерными чертами их стиля стали ботинки на толстой резиновой подошве, которые очень популярны у современных модниц. Приобрести такую обувь можно у российского бренда Ralf Ringer.

Закономерности развития моды модные циклы

Не стоит забывать о мелких шарфиках из шифона или шелка, которые мы так же позаимствовали у модниц 50-х годов. Летние платья простого фасона, с рюшами и оборочками, пришли к нам как раз оттуда.

Плавно переходим к 60-м годам. Символом этого периода можно считать вещи из искусственного меха и блестящей кожи. Главная особенность покроя одежды 60- х годов– простота фасона. В конце 90-х годов мода повторилась, как повторилась и сейчас.

Самым модным элементом 70-х годов стали джинсы, юбки – трапеции, брюки – клёш, свитера, платья А – образного силуэта. Подобные вещи можно найти в зимней коллекции от русского дизайнера Киры Пластининой.

Закономерности развития моды модные циклы

В девяностых распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой, брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

Почему же тенденции прошлых веков не покидают современные подиумы, как предугадать их?

Предугадываем тенденции наступающего года

В первую очередь, «предсказать» будущие модные тенденции можно, проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считаются «авангардистами в моде». Тренд-информация доступна на про-фессиональных информационных порталах (WGSN, Trend-Stop). На сайте размещаются свежие рецензии на выставки, репортажи об уличной моде, новейшие тенденции, например, нетрадиционные способы ношения одежды.

Закономерности развития моды модные циклы

Развитие моды можно рассматривать с позиции сменяющих друг друга сильного и слабого периода. Судя по тому, что мир сейчас проживает экономический и политический кризисы, без сомнений мы живем в грубый (сильный) период, характеризующийся простыми удобными силуэтами, натуральной цветовой палитрой, строгостью линий.

Сегодня можно предполагать, что по мере выхода из экономического кризиса в моду вернется, подчеркнуто женственный стиль и широкая градация оттенков.

Закономерности развития моды модные циклы

Метаморфозы моды очень тонко раскрывает афоризм: «Прежняя мода через пять лет кажется безобразной, через двадцать – забавной, а через пятьдесят – очаровательной», поэтому не стоит выбрасывать сундук с вещами — мода циклична.

Ксения Гаврилова

Ксения Гаврилова

Автор-стажер

ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: CAREER@DESIGNERSFROMRUSSIA.RU

Источник

Развитие моды связано и с объективными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, изменениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, интернационализация, демократизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества. С развитием общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные преобразования в основных образцах — явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов.

Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, фор­мирование массовой культуры создали основу для демократизации моды — доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех соци­альных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяют сразу по­лучить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образцами международной моды.

Создание массового рынка и развитие современных средств массовой ин­формации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.

Цикличность— это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации. Л. Петров считает, что мода — это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Процесс внедрения и утверждения нового модного стандарта, процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — новомодные. Модная инновация может быть осуществлена различными способами:

1) посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. Возвратиться в моду прежний модный стандарт или образец сможет только тогда, когда произойдет его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в становлении и распространении моды;

2) путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры. В одежде новые идеи, стили и элементы появлялись из области изоб­разительного искусства (например, «сюрреализм» в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических регионов» («этнический стиль» в моде), из молодежных субкультур (стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;

3) результате изобретения — редкого явления в истории моды. Под изобретением понимается появление подлинно новых элементов или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-е гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды и т.п.

Модная инновация является результатом противоречия между прежними модными стандартами, объектами и ценностями, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности, т.е. происходит «знаковый износ» этих стандартов и объектов. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функ­ционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и объектов, из которых делается выбор. Этот выбор связан с предпочтениями массового потребителя, который приписывает новым образцам модные значения — так появляется новая массовая мода.

Модный цикл отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов. В основе любых циклов лежат три основные стадии существования системы: формирование; установившееся состояние; кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии модного цикла:

1. Возникновение новой моды (отличительная стадия). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды.

2. Распространение (подражательная стадия). На этой стадии в модное поведение включается все больше и больше приверженцев новой моды. Эта стадия состоит из двух этапов: 1) «пик» или адаптация (когда к новой моде присоединяются неофициальные ее лидеры, ранние последователи моды, затем «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда промышленность производит модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. В модное поведение включается «запоздалое большинство», а лидеры моды ищут новую моду.

3. Спад (стадия отмирания). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их воспринимают консерваторы («отстающие»).

На стадиях экономического подражания и спада, когда мода выполняет нивелирующую функцию, с экономической точки зрения целесообразно про­длить стадию экономического подражания модного цикла путем дифференциации и специализации модных стандартов и объектов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации к новым образцам.

Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебания моды в 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Виль-хельм определил продолжительность модных циклов: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-е гг. XX в. — 1 год. А.Янг предложила считать продолжительность полного цикла за 100 лет. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А. Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет, 36 лет, 24 года. К категории модных изменений в костюме отнесли циклы продолжительностью 13 лет, 6 лет, 3 года.

Мода в условиях рыночной экономики, формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению смены циклов потребления путем сознательного ускорения смены имиджа вещей, т.е. закладывания уже при проектировании быстрого эстетического, а часто и физического, устаревания продуктов дизайна. Потребителя тем самымзаставляют сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных предметов.

Источник