Закономерности развития моды модные циклы
Цикличность женской моды определяется сменой и строгой последовательностью трех силуэтов:
1. вытянутый овальный силуэт
2. трапециевидная форма
3. прямоугольная.
И если до 19 века полная смена этих силуэтов женской одежды длилась 300-500 лет, то в 19 веке уже за 100 лет были повторены все основные стилистические формы. А к концу 20 века и соответственно в наши дни для одного цикла полного обновления структуры костюма нужно всего-то 21-22 года.
Кроме того, история моды XX века подтверждает, что даже если в какой-то период времени доминировала одна из форм одежды, ей обязательно сопутствовали и другие модные веяния, следы предыдущих стилей.
А как же дело обстоит сейчас, в начале 21 века? Мы живем во времена так называемой «быстрой моды», когда благодаря интернету можно быстро быть в курсе всех модных новинок, модные дома представляют от 4 до 6 коллекций в год, а крупные производители (H&M, Zara, Gap, Asos и др.) обновляют свои коллекции до 20 раз за год.
Практически каждые 2-3 года мы слышим о возвращении на модный олимп модных тенденций того или иного десятилетия. Так, с начала 2000-х в отдельные годы доминировали:
· тенденции 60-х (укороченные платья-трапеции, яркие цвета, необычные принты),
· лет 7-8 назад ворвались удивительные 70-е (бахрома, замша, эстетики стилей бохо и хиппи),
· года 3-4 назад с подачи Гоши Рубчинского и Демны Гвасалия на авансцену вышли дерзкие 90-е, модные приметы которых и сейчас никак не теряют своей актуальности.
Тем не менее и им уже пришла смена – продолжая тему протеста, очередной виток спирали моды отсылает нас к духу 80-х годов.
Современная мода последовательно проходит несколько этапов:
1. Ее истоки зарождаются в недрах доминирующего стиля. Новая модная тенденция еще только обретает будущую форму и направленность, держась в отдалении от господствующего стиля.
2. Следующий этап – «выход в свет» новой модной идеи, которая постепенно вытесняет и замещает распространенную в настоящее время тенденцию и спустя 3-4 года достигает пика популярности.
3. Триумф новой моды идеи длится около 4-5 лет, пока она себя полностью не исчерпает и не потеряет свою актуальность.
4. И вот уже ей на смену идет новое модное веяние, а ставшие привычными тренды получают приставку «анти». Соответственно созревшая новая мода занимает свое место на модном олимпе.
Весь цикл длится примерно 9-10 лет, что примерно соответствует календарному десятилетию. Именно поэтому сложились простые для запоминания отсылки к модным десятилетиям: «мода 40-х», «мода 70-х», «мода 90-х» и т.д. Но возвращение тех или иных исторических элементов костюма или модных явлений не является копированием. Это обязательно будет их переосмысление через призму времени, воплощение идеи прошлого в современных материалах, актуальных деталях, новых сочетаниях.
Если же говорить о развитии моды, обусловленной влиянием социально-экономических, политических явлений в обществе, культуры, занятости и покупательской активности населения, то здесь речь идет о более длительных циклах, протяженностью от 16 до 20-21 года.
Развитие моды циклами можно рассматривать с позиции сменяющих друг друга сильного и слабого периода. Какие же характеристики присущи данным циклам?
Сильный период (иначе грубый или геометрический):
· к силуэту добавляются излишние объемы, которые на контрасте делают женщину более хрупкой;
· наблюдается упрощение женского костюма и его максимальное приближение к мужскому (40-е, отчасти 60-е, 80-е, наше время);
· превалируют жесткие, плотные ткани с укрупненной фактурой;
· используются как контрастные, «чистые» цвета, так и напротив – приглушенные, слегка грязноватые оттенки.
Политическое и военное напряжение вызывает всплеск интереса к элементам военной формы, жестким конструкциям плечевого пояса, к глухим припыленным оттенкам. А времена экономического кризиса отзываются корректными простыми силуэтами, натуральной цветовой палитрой, интересом к рукоделию, крафтингу и секонд-хенду.
Слабый период (женственный или пластический):
· женщины всячески подчеркивают свою женственность и утонченность;
· силуэт костюма приближается к идеальной форме «песочные часы»;
· можно наблюдать экзальтацию женского;
· распространены мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани;
· используется широкая градация оттенков.
Сегодня можно предполагать, что по мере выхода из экономического кризиса в моду вернутся блеск и яркость, свойственные, например, эпохе 20-х годов прошлого века.
Судя по тому, что мир сейчас проживает сильные экономический и политический кризисы, а как следствие в том числе и новый виток феминизма, без сомнений мы живем в грубый (сильный) период:
· Мы все уже примерили, кто-то полюбил, а кто-то еще присматривается к прямому вытянутому силуэту и оверсайз.
· Мы активно вводили элементы стиля милитари в свои образы.
· Многие, особенно молодежь, заявляли о себе через обезличенность стиля нормкор и серо-черно-белую гамму.
· Мы приняли и полюбили спорт не только в кэжуальных образах, но и в деловой и даже вечерней моде.
Модные идеи этого периода останутся с нами еще на ближайшие лет пять-семь. Но уже сейчас стоит обратить внимание на некоторые идеи, которые будут формировать макротренды на период 2019-2020 годов:
· Минимализм на основе спорта, комфорта и удовлетворения собой и жизнью.
· Оверзайз будет уменьшаться, будут возвращаться простые силуэты, но одновременно женственные. Здесь важны будут акцентированные детали силуэтов.
· Нежные пастельные и природные оттенки – розовый, молочный, нежно-лиловый, напоминающие ретро-пастельные тона середины 20 века.
· Детали hand-made.
· Крафтинговые детали и одежды – мастерски сделанная и даже изысканная ручная работа, декоративные детали с неким ностальгическим акцентом.
Вместе с тем, уже можно почувствовать, что зарождается новый виток, новый большой женственный цикл. Его приметы уже можно прочесть через следующие приметы:
1. Новая женственность – В моду возвращается подчеркнуто женственный стиль. Но не с позиции традиционных требований к красоте. В выражении себя через внешний вид женщины становятся более дерзкими, элитарными. Их имидж как бы говорит: «Я — сложная, интеллектуальная, рафинированная».
2. Акцент на талию – возвращается приталенный силуэт. Но в отличие от его традиционного прочтения в стиле нью-лук, используются более сложные грубые фактуры, сочетание с вещами более свободного кроя.
3. Будут уходить широкие акцентированные плечи, продиктованные тенденциями 80-х, возвращаются силуэты ближе к классическим и женственным с точки зрения создания кроя.
4. Нежные цветочные принты, но пока в сочетании с грубым верхом или низом образа.
5. Возвращение некоторых элементов из 60-х гг.: силуэт трапеция, мыс каре у обуви.
И в заключение предлагаю улыбнуться метаморфозам, которые раскрывает закон изменения представлений о женской моде, сформулированный еще в 1937 г. Джеймсом Лавером, британским историком моды и искусства: «Один и тот же костюм кажется неприличным за 10 лет до своего времени, элегантным и умным — в свое время, через год кажется безвкусным, через 10 – отвратительным, через 20 – забавным, а через 70 – очаровательным».
Текст: Татьяна Лукомская
Посмотрев фотографии с недели моды наступающего сезона, вдруг вспоминаешь, про мамин чемодан, в котором хранятся вещи ее молодости. В том году, новую жизнь обрела мамина джинсовая курточка oversize и изумрудная замшевая юбка А – силуэта. Итак, какие предметы гардероба пора доставать из сундука? К каким вещам вернулась молодость?
Исследование модных циклов
Ни один век исследователи выявляли закономерности развития моды. Одни из них отрицали существование четких ритмов, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов в моду. Интересное исследование провела американка А.Янг относительно колебаний модной формы женской юбки. В результате ее исследования периоды повторения формы составляют 36 лет, а полный цикл смены все трёх типов — 100лет.
Если раньше мода на одну вещь держалась 50 – 100 лет, изменялись лишь элементы декора, формы, ткани, аксессуары, то цикл современной моды существенно сократился. Влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что разные стили существуют в одном историческом периоде, не успевают сменять друг друга, а порой и смешиваются между собой. А какие тенденции современной моды и что она позаимствовала из других десятилетий, расскажу ниже.
Цикличность моды. Тенденции из прошлого
Всеми любимый свитшот в начале XX века был создан владельцем текстильной фабрике в Алабаме. Новая вещь быстро обрела популярность среди спортивных команд. В XXI веке удобные кофты перестали быть исключительно спортивной одеждой и появились в коллекциях российских дизайнеров. Такие свитшоты можно найти в коллекции российского бренда oh, my.
Неизменным атрибутом женского гардероба начала XX века стали объемные воланы. Очередное их триумфальное возвращение состоялось в минувшем сезоне. Сегодня российские дизайнеры предлагают множество вариантов платьев, блуз и даже пальто, рукава которых украшены объемными оборками. Яркий тому пример коллекции Алёны Ахмадулиной.
Открытием военного периода стал популярный стиль милитари. Верхняя одежда, к которой не стихает интерес дизайнеров несколько сезонов остается полюбившийся всем тренчкот. А в коллекции русского дизайнера Александра Терехова тренчкот можно подобрать на любой вкус.
Триумфальное возвращение вещей может повторяться снова и снова. Кюлоты опять на вершине модны как в 40-х и начале 90-х годов.
В начале 50-х годов в Великобритании зарождается субкультура “Teddy Boys”. Характерными чертами их стиля стали ботинки на толстой резиновой подошве, которые очень популярны у современных модниц. Приобрести такую обувь можно у российского бренда Ralf Ringer.
Не стоит забывать о мелких шарфиках из шифона или шелка, которые мы так же позаимствовали у модниц 50-х годов. Летние платья простого фасона, с рюшами и оборочками, пришли к нам как раз оттуда.
Плавно переходим к 60-м годам. Символом этого периода можно считать вещи из искусственного меха и блестящей кожи. Главная особенность покроя одежды 60- х годов– простота фасона. В конце 90-х годов мода повторилась, как повторилась и сейчас.
Самым модным элементом 70-х годов стали джинсы, юбки – трапеции, брюки – клёш, свитера, платья А – образного силуэта. Подобные вещи можно найти в зимней коллекции от русского дизайнера Киры Пластининой.
В девяностых распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой, брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.
Почему же тенденции прошлых веков не покидают современные подиумы, как предугадать их?
Предугадываем тенденции наступающего года
В первую очередь, «предсказать» будущие модные тенденции можно, проанализировав последние коллекции тех дизайнеров одежды, которых считаются «авангардистами в моде». Тренд-информация доступна на про-фессиональных информационных порталах (WGSN, Trend-Stop). На сайте размещаются свежие рецензии на выставки, репортажи об уличной моде, новейшие тенденции, например, нетрадиционные способы ношения одежды.
Развитие моды можно рассматривать с позиции сменяющих друг друга сильного и слабого периода. Судя по тому, что мир сейчас проживает экономический и политический кризисы, без сомнений мы живем в грубый (сильный) период, характеризующийся простыми удобными силуэтами, натуральной цветовой палитрой, строгостью линий.
Сегодня можно предполагать, что по мере выхода из экономического кризиса в моду вернется, подчеркнуто женственный стиль и широкая градация оттенков.
Метаморфозы моды очень тонко раскрывает афоризм: «Прежняя мода через пять лет кажется безобразной, через двадцать – забавной, а через пятьдесят – очаровательной», поэтому не стоит выбрасывать сундук с вещами — мода циклична.

Ксения Гаврилова
Автор-стажер
ПО ВОПРОСАМ СТАЖИРОВКИ: CAREER@DESIGNERSFROMRUSSIA.RU
Развитие моды связано и с объективными социально-психологическими закономерностями: биофизиологическими изменениями, акселерацией, изменениями общественной психологии. Исследователи моды указывают на наличие определенных закономерностей ее развития: связь с общественно-историческими явлениями, интернационализация, демократизация, ускорение распространения, цикличность развития. Мода связана с различными сторонами развития общества, в ней находят отражение все аспекты культуры и общественной жизни, которые вызывают внимание всего общества. С развитием общества связана и динамика самой моды, подлинно революционные преобразования в основных образцах — явление относительно редкое и всегда обусловлено социальными изменениями. Скачки в развитии моды вызываются социальными и политическими потрясениями, революционными преобразованиями в области искусства, науки и техники. Толчком для немедленных изменений моды служат политические революции, крупные исторические потрясения (войны). Локальные войны (например, Египетский поход Наполеона I Бонапарта или война в Боснии) также привели к появлению новой моды. Все политические события, которые привлекают внимание общества, влияют на возникновение новых модных стандартов и образцов.
Переход к массовому производству готовой одежды и предметов быта, формирование массовой культуры создали основу для демократизации моды — доступности новых модных стандартов и образцов практически для всех социальных групп, так как возможности современного производства позволяют практически немедленно предложить потребителям модные образцы разной стоимости. Развитие средств массовой информации также позволяют сразу получить информацию о возникновении новой моды, познакомиться с образцами международной моды.
Создание массового рынка и развитие современных средств массовой информации являются причинами ускорения распространения моды, что, в свою очередь, приводит к сокращению продолжительности модных циклов.
Цикличность— это важнейшая закономерность развития моды. Наличие колебаний и ритмов свидетельствует о том, что мода имеет механизмы самоорганизации. Л. Петров считает, что мода — это циклическое изменение интересов, установок и ценностных ориентации определенных социальных слоев и групп, происходящее под влиянием изменения социальных, физических и психологических условий жизни. Процесс внедрения и утверждения нового модного стандарта, процесс смены модных циклов называется модной инновацией. Модная инновация состоит в том, что на смену одним стандартам и объектам приходят другие — новомодные. Модная инновация может быть осуществлена различными способами:
1) посредством обращения к традиции, когда модный образец заимствуется из прошлой моды. Возвратиться в моду прежний модный стандарт или образец сможет только тогда, когда произойдет его массовое «забывание». Как правило, «забывание» в моде связано со сменой поколений, активно участвующих в становлении и распространении моды;
2) путем заимствования образцов из других культур или других областей культуры. В одежде новые идеи, стили и элементы появлялись из области изобразительного искусства (например, «сюрреализм» в моде 1930-х гг.), из культур «экзотических регионов» («этнический стиль» в моде), из молодежных субкультур (стиль «гранж» в начале 1990-х гг.) и т.д.;
3) результате изобретения — редкого явления в истории моды. Под изобретением понимается появление подлинно новых элементов или новое комбинирование старых элементов. Чаще всего основой изобретения в моде становятся новые материалы и технологии. Примерами подобных изобретений можно считать одежду из пленки, предложенную в 1930-е гг. Э. Скьяпарелли и В. Стибелем, одежду из пластика и металла, созданную П.Рабанном в 1960-е гг., мини-моду, новые конструкции одежды, разработанные японскими дизайнерами одежды и т.п.
Модная инновация является результатом противоречия между прежними модными стандартами, объектами и ценностями, когда модные стандарты и объекты в результате их массового распространения перестают обозначать первичные и вторичные модные ценности, т.е. происходит «знаковый износ» этих стандартов и объектов. Возникает потребность в замене старых образцов новыми, которые могли бы обозначать модные ценности. Для нормального функционирования моды необходимо избыточное «модное предложение» — множество разнообразных стандартов и объектов, из которых делается выбор. Этот выбор связан с предпочтениями массового потребителя, который приписывает новым образцам модные значения — так появляется новая массовая мода.
Модный цикл отражает процесс функционирования, развития и смены модных стандартов и образцов. В основе любых циклов лежат три основные стадии существования системы: формирование; установившееся состояние; кризис. Исследователи моды выявили следующие стадии модного цикла:
1. Возникновение новой моды (отличительная стадия). Эта стадия включает в себя три этапа: 1) открытие новой моды ее создателями или потенциальными сторонниками; 2) присвоение названия новой моде; 3) появление лидеров новой моды.
2. Распространение (подражательная стадия). На этой стадии в модное поведение включается все больше и больше приверженцев новой моды. Эта стадия состоит из двух этапов: 1) «пик» или адаптация (когда к новой моде присоединяются неофициальные ее лидеры, ранние последователи моды, затем «раннее большинство»; 2) потеря исключительности (или экономическое подражание), когда промышленность производит модные объекты в тысячах и миллионах экземпляров. В модное поведение включается «запоздалое большинство», а лидеры моды ищут новую моду.
3. Спад (стадия отмирания). На этой стадии уже для большинства участников модного поведения прежние образцы перестают обозначать модные ценности, и их воспринимают консерваторы («отстающие»).
На стадиях экономического подражания и спада, когда мода выполняет нивелирующую функцию, с экономической точки зрения целесообразно продлить стадию экономического подражания модного цикла путем дифференциации и специализации модных стандартов и объектов. На определенном отрезке времени мода приобретает некоторую устойчивость, что связано с необходимостью массовой адаптации к новым образцам.
Некоторые исследователи моды отрицали существование четких ритмов в ее развитии, другие предпринимали попытки точно определить скорость смены и период возвращения модных стандартов и объектов в моду. Например, американские ученые Дж. Ричардсон и А. Кребер исследовали развитие женской одежды за последние 300 лет и установили продолжительность циклов колебания моды в 111 и 115 лет. Французский историк и теоретик моды Ж. Виль-хельм определил продолжительность модных циклов: в средние века — 10 лет, в XVIII в. — 5 лет, в 70-е гг. XX в. — 1 год. А.Янг предложила считать продолжительность полного цикла за 100 лет. Циклические изменения формы костюма изучали в Московском текстильном институте (ныне МГТУ им. А. Косыгина) и выявили циклы продолжительностью 100 лет, 72 года, 48 лет, 36 лет, 24 года. К категории модных изменений в костюме отнесли циклы продолжительностью 13 лет, 6 лет, 3 года.
Мода в условиях рыночной экономики, формирующая и регулирующая запросы массового потребителя, способствовала искусственному ускорению смены циклов потребления путем сознательного ускорения смены имиджа вещей, т.е. закладывания уже при проектировании быстрого эстетического, а часто и физического, устаревания продуктов дизайна. Потребителя тем самымзаставляют сокращать срок пользования вещами и тратить деньги на приобретение новых, более модных предметов.