Жизненный цикл модных тенденций
Сейчас, в преддверии черной пятницы, рождественских распродаж, да и вообще, даже без привязки к дате шоппинга — всегда полезно понимать, какие модные тенденции будут с нами длительный период, а какие ограничатся одним лишь сезоном. Итак, сегодня мы с вами учимся разбираться в трендах. У каждого тренда есть свой цикл жизни. И от этого зависит то, стоит ли добавлять его в свой гардероб и в каких пропорциях.
В общем и целом все модные тенденции можно разбить на два типа: долгосрочные и кратковременные. Долгосрочные тренды касаются следующих позиций:
- образ (характер)
- силуэт
- длина
- объем
Кратковременные тренды — это чаще про:
- декор
- цитирование
- цвет
- микротренды (как носить ту или иную вещь)
- принт
Плюс к этому особняком всегда будут стоять тренды, которые можно назвать сезонными. Например, летом мы всегда в том или ином виде носим белое, и этом нам из года в год предлагается во всех сезонных коллекциях. Точно так же почти всегда осенью обыгрываются «ювелирные» и твидовые с шерстяными фактуры. Но про это еще вспомним чуть позже.
Долгосрочные тренды живут несколько сезонов. И часто не утрачивают актуальности полностью даже со сменой тренда. Это связано с тем, что как я уже говорила, наша мода сегодня не однородна, и в рамках одного периода мирно уживаются сразу несколько подходов и эстетик. Кратковременные тренды хороши тем, что позволяют внести нотку остромодности. Но плохи тем, что их становится сразу много везде. Плюс к этому — они устаревают очень быстро, а надоесть успевают еще даже раньше, чем устареют.
Для примера рассмотрим и обсудим тренды текущего осенне-зимнего сезона по версии французского Vogue. Вот, что они выделили:
А теперь внимательно просмотрите все картинки еще раз, и пройдемся по характеристикам.
Итак — настроениеобраз. Посмотрите, у части трендов есть много общего. В целом можно разбить на два главных течения. Это продуманность и «правильность» (в разбросе от шикарной элегантности до «умненького» преппи) и бунтарство и нарушение правил — тут у нас будут панк, гранж, агрессивные детали и доминирование. Причем, доминирование — это не только слайд с соответствующим трендом. Это также и суперобъемные детали, и подчеркнутые плечи — все, что делает нас значимее и массивнее. Именно эти два течения можно назвать долгоиграющими. Тренд на шик и «правильность» будет даже дольше, возможно, потому что он только-только набирает популярность. Причем они могут встречаться в чистом виде по отдельности, могут смешиваться с другими трендами, и даже друг с другом. Отдельно нужно сказать вот еще про что — не всегда тренды диктуются именно подиумными коллекциями. Поэтому, планируя свой сезон, не стоит забывать о том, что в рамках социального тренда на снижение потребление актуальным остается минимализм. Мы уже частично видим это и на подиуме (примеры с костюмами на фото), но в целом, даже если свежие коллекции будут совсем не минималистичны, люди будут следовать минимализму и пуризму, потому что этот тренд поведенческий, он более глобален и значим.
Теперь про силуэты, объемы и облегание. В большинстве случаев мы видим, что вещи свободные, а иногда даже объем гипертрофированно большой. даже там, где есть вещи в обтяжку — это тоже компенсируется большими объемами. Это глобальный тренд, очень важный. И именно он уже правит бал ближайшие несколько сезонов. Посмотрите, даже образы в стиле «буржуазный шик» — состоят из свободный, широких вещей. В то же время мы видим зачатки смены вектора — на подиуме постепенно начинают снова появляться брючные костюмы с узкими брюками и приталенными жакетами. Массовым этот тренд станет через несколько сезонов. Когда все «наедятся» объемами. Пока же даже оверсайз-жакеты еще не стали повсеместными.
Длина — самая актуальная длина — до середины икры. Это длина кюлотов, юбок и платьев миди. А также, обратите внимание на случаи, когда широкие штанины заправлены в обувь или собраны в нижней части на манжет — это тоже создает иллюзию длины до середины икры. Как противовес таким укороченным вариантам в тренде брюки, полностью закрывающие обувь и иногда даже волочащиеся по полу. Этот тренд (в отличие от укороченной длины)не станет слишком массовым из-за своего очевидного неудобства
Перед тем, как мы начнем говорить про краткосрочные тренды, отдельно остановлюсь на сезонных. Понятное дело, что вот дубленки — это всегда в том или ином виде будет встречаться в зимних коллекциях. Так что я даже не стала бы выделять это в отдельный тренд. А вот подход к дубленкам и курткам — он уже должен быть с учетом долгоиграющих трендов: объемы, длина, степень облегания. Такая же история с искусственным мехом: он всегда будет зимой. Сам переход от натурального к искусственному — это уже случившийся мегаглобальный тренд, так что на этом даже внимание заострять не стоит. А вот нюансы могут меняться от сезона к сезону. Но опять же, я бы советовала в верхней одежде исходить из долгоиграющих стратегий. Все таки каждый год покупать новое пальто или шубу в цвет сезона — это несколько накладно.
Теперь про краткосрочные тренды. Первое — декор. К нему можно отнести перья. Вряд ли вы станете разгуливать в страусином боа по улице. Но отделка на платье или жакете — это вполне допустимо. Если вы придерживаетесь более агрессивной линии — то будет в тему декорирование металлическими деталями (цепи, заклепки). Скажем так, это все может быть и частью вашего постоянного стиля, вне зависимости от трендов. Но если вы хотите именно как тренд это использовать — тогда смотрите, в какое настроение, в какой образ впишется тот или иной декор.
Цитирование. Один из глобальных трендов — романтика и историзм в целом. А вот уже конкретные детали могут варьироваться. В этом сезоне на пике будут блузки с бантами, похожими на жабо, и рукава, напоминающие знаменитый покрой «баранья нога». Блузки за счет универсальности останутся с нами подольше. И они отлично вписываются во многие образы. А вот объемные рукава приедятся очень быстро. Если говорить о декадах прошлого века, то восьмидесятые цитируются в том или ином виде постоянно, потому что значимый и яркий период. Но посмотрите, этой зимой мода отходит от ярких красок, больше воспроизводятся металлик и строгие силуэты с гипертрофированными плечами.
Используемые в коллекциях цвета, а также тренды на конкретные оттенки (например, неон в данном случае) — отличный способ добавить актуальные акценты в ваш привычный образ. Колготки, украшения, пояс, прочие аксессуары — все эти мелочи, которые способны преобразить ваш вид. Но важно помнить: чем ярче и видимее трендовый цвет — тем меньше его должно быть. Если в тренде неон — это не значит, что стоит покупать кислотный жакет или пальто. Вполне достаточно оправы очков, например. Потому что такой яркий цвет быстро надоест и через сезон будет бросаться в глаза своей устаревшестью.
Такая же история с микротрендами, диктующими нам, как именно носить вещи. Опять становится популярным завязывать край ремня на узел. И заправлять брюки — даже широкие — в обувь. Это детали, которые можно и нужно использовать. Но не стоит им подчинять весь свой гардероб. Иначе придется полностью перестраиваться с наступлением нового сезона.
И про принт остановлюсь подробнее. Почему клетка так популярна, хотя принты — это краткосрочный тренд в целом? По одной причине: клетка является характерным рисунком для многих долгоиграющих трендов. Она отлично вписывается и в панк-бунтарскую эстетику, и в преппи, и в буржуазный шик. Поэтому сама идея принта в клетку на пике уже который сезон. Меняется только сам рисунок клетки. Но вся приятность ситуации, что это вовсе не обязательно к исполнению. За счет большого разброса, клетка актуальна вся и всякая. Да, в топе сегодня «куриная лапка», особенно крупная. Но и почти любая другая клетка — даже если вы носите это пальто или жакет несколько сезонов уже — будет смотреться так, как будто вы надели вещь из новой коллекции.
На примере сезона я разобрала, какие тренды будут длительными, а какие краткосрочными. Это скорее небольшая методичка, нежели подробное руководство. И если вы планируете свой сезон и гардероб — лучше руководствоваться не только отчетом о подиумных коллекциях, но также лукбуками коммерческих брендов, стритстайл фотографиями и желательно не за один сезон — а за два хотя бы.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
9
Мне всегда было интересно как появляются
тенденции. Почему разные дома мод в каждом новом сезоне выдают практически
похожие по цвету, принтам, фасонам и прочим параметрам коллекции, словно между
ними существует некий тайный сговор. Ведь они же конкуренты! Несмотря на то,
что каждый бренд в новой коллекции сохраняет своё лицо, в тот же момент между
ними можно увидеть много общего. Идеи витают в воздухе? Да это возможно. Я и на
себе ощущала это не раз. Но невозможно, чтобы из сезона в сезон одни и те же
идеи одновременно приходили разным дизайнерам.
О
«модных» циклах
Есть такая профессия – историк моды. Многим
покажется, что изучение того, что и когда носили, как все менялось и какая в
этом польза – занятие бестолковое и бесполезное. Но нет!
Во времена haute couture мода была чем-то неопределенным,
результатом свободы в самореализации и полёта фантазии дизайнера. В современных коллекциях pret-a-porte этого уже нет. Теперь это серьезный бизнес,
направленный на массового потребителя, а новые модные тенденции брендов рождаются,
основываясь не только на знаниях прошлых лет, но и на законах цикличности.
Вы помните мамины фотографии в широких скрывающих
обувь штанах, отцовские клетчатые «клёши», обувь на толстом каблуке с тупыми
мысками? Да что говорить, мы и сами уже успели поносить по кругу некоторые
вещи. И они снова к нам возвращаются: вроде бы то, и одновременно не совсем то.
Почему же это происходит?
Мода определяется долговременным и кратковременным
циклами. Долговременные это регулярная смена одного стандарта другим. Все
измеряемые параметры меняются до определенной конечной точки, а потом
развиваются в обратном направлении: это может быть длина юбки – от мини к
макси, форма – от колокола до обтягивающей юбки-карандаш. Иногда такое движение
может занимать не один десяток лет.
По теории цикличности пик модной тенденции наступает через
50 лет, затем идёт обратное движение, т. е. полный цикл составляет 100 лет.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие тенденций
женской моды, является изменение социального положения женщин. Если брак
рассматривается женщинами как основа финансовой стабильности, то женская мода
становится сдержаннее и скромнее. В периоды, не связанные с супружеской жизнью –
становится более и откровенной экстравагантной.
Что же касается кратковременных циклов, то изменения в
коллекциях больше продиктованы поиском новизны и самовыражением.
О том как
это происходит смена тенденций
На основе изученных периодов составляют прогнозы
модных тенденций. Но, как и все прогнозы, они не могут быть абсолютно достоверными,
поскольку в них не учитывается влияние экономических и культурных факторов, а
также влияние на моду известных личностей. Эти факторы вызывают колебания и
отклонения от основного цикла.
До XIX века
цикличность составляла примерно 500-300 лет, XIX век значительно ускорил темпы и полный круг смены
тенденций происходил за 100 лет. XX века –
это смешенная мода, здесь нет какой-либо одной господствующей формы одежды. В
итоге ускорение долгосрочных и краткосрочных смен породило новое явление –
«перетряхивание шкафа».
Если некоторое время назад модный тренд мог держаться
несколько сезонов подряд, то сейчас за один сезона дизайнеры выпускают
несколько разных коллекций – круизные, капсульные, пре-коллекции – пополняя рынок
множеством новинок.
XXI век – век быстрой моды. Фэшн-скауты зарисовывают
понравившиеся модели с показов высокой моды. Таким образом, происходит
моментальное копирование и адаптация модных трендов. Благодаря скорости и доступности
информации мы быстро узнаём о происходящих изменениях в тенденциях и выпуске
новых коллекций.
Частая смена трендов и перенасыщение рынка приводят к
их быстрому устареванию, и, согласно законам цикличности, к их скорому
возвращению, но уже в новой интерпретации. Поэтому можно задумываться не только о приобретении сумки в Нижнем Новгороде, но возможно даже и пошиве на заказ.
Коллекции стремительно меняются, и угнаться за ними
невозможно. Но в то же время, сейчас нет жёстких рамок и мы можем носить
практически всё: в тенденциях одновременно присутствуют неоновые и пастельные
цвета, геометрия и цветочные принты, кожа и мех, заклёпки соседствуют с
кружевами. Выбор огромен. И, наверное, это то время, когда можно любым способом
выразить свою индивидуальность, выбирать из имеющегося многообразия именно то, в
чём ощущаешь себя комфортно, что подходит тебе, по духу и по стилю. Быть вне
времени, выше стандартов, но при этом не выглядеть белой вороной, не ощущать на
себе косые взгляды, словно ты надел что-то не то. Сейчас всё то! И чем
неповторимее и уникальнее – тем лучше!
С уважением,
Ателье-магазин сумок Lachella
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Клочко И.Л.
1
Метляева Т.В.
1
1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Конкурентоспособность продукта на потребительском рынке и его свойства определяются в жесткой цепочке полного цикла этапов маркетингового планирования предприятия. Свойства модного продукта делают его отличительным в основной объектно-продуктовой линейке, где он соответствует не только модным тенденциям, но и отвечает критериям модности с точки зрения его конечных потребителей, т.е. удовлетворяет их потребности. Модный продукт рассматривается как результат эффективного маркетинга, полученного в результате прогнозирования и планирования объекта на основе проведенных исследований потребностей определенного потребительского рынка. Модный продукт, с одной стороны, удовлетворяет физические, а с другой, социально-психологические потребности владельца и наделен функциями: экономической, коммуникативной, эстетической и психологической. Основные характеристики: имеет короткий жизненный цикл по отношению к продукту с заданными утилитарными функциями; предполагает доминирование психологических качеств над утилитарной функциональностью; является средством для отражения и поддержки последователями образных предпочтений лидера потребительской группы; обладает эксклюзивностью.
модный продукт
стиль жизни
потребительская группа
этапы проектирования продукта
жизненный цикл товара
1. Бетс Г. Бизнес. Толковый словарь / Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. – М.: ИНФРА-М, 1998.
2. Бушуева С.С. Теории цикличного развития моды // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2012. – № 33 (21). – С. 63.
3. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 227 с.
4. Коблякова Е.Б. Конструирование одежды с элементами САПР: учеб. для вузов / Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 464 с.
5. Патоша О.И., Коробкова Н.Е. Исследование нерациональных эффектов поведения потребителей//Психологические проблемы современного бизнеса. – М.: ВШЭ, 2011. – С. 112–121
6. Семеркова Л.Н., Латынова С.В. Особенности предпринимательской деятельности в индустрии модной одежды // Российское предпринимательство. – 2007. – № 10, Вып. 2 (100). – С. 174–178
7. Тамберг А.В., Бадьин В.В. Стратегическое управление продуктом на рынке В-2-С // Стратегический менеджмент. – 2009. – № 4 (08) – С. 270–283.
8. Фалько Л.Ю. Индивидуальный стиль в одежде. – Владивосток:ВГУЭС, 2010. – 136 с.
9. Easey M., Pettit J., Moss P. Fashion Marketing. – Wiley-Blackwell. – P.2, 2001.
10. Sproles G. В. Behavioral Science Theories of Fashion / Ed. M. R. Solomon // The Psychology of Fashion. – Lexington, 1985. – P. 55–70.
В настоящее время разработка, производство, распределение и потребление все большего количества продуктов попадает под влияние феномена моды. В современных научных работах, исследующих феномен моды, появляется понятие «модный продукт». Потребность во всестороннем и многогранном исследовании отличительной природы модного продукта представляется весьма актуальной:
во-первых, существующий понятийный аппарат при определении товара, продукта и услуги нуждается в комплексном теоретическом обобщении;
во-вторых, представляется необходимым обозначить границы и условия перехода (моменты трансформации) исследуемого объекта из категории продукта в товар, товара в продукт, и продукта в модный продукт;
в-третьих, поскольку модным продуктом может выступать не просто товар как овеществленный объект, но и услуга, а также определенный вид деятельности, необходимо структурировать оценочные критерии модности продукта с учетом его потребительской ценности.
Цель исследования – определение значимости категории товара (продукта) связано с тем, что формирование его востребованности и планирование производства неотделимо от потребностей заданной потребительской группы в цепочке производственных, технологических, организационно-стабилизационных, управленческих, маркетинговых, а также основополагающих процессов жизненного цикла товара. В свою очередь, сами процессы протекают непрерывно, постоянно, характеризуя этапы и стадии нахождения товара на рынке.
С точки зрения экономической теории товар – это полезная вещь, которая обменивается на рынке на равноценное благо. Тогда как продукт – результат материального или нематериального производства, имеющий целевое значение и качественные свойства, в связи с которыми он может служить предметом потребления [1], т.е. это некое решение, представленное на рынок производителем товаров или услуг с целью удовлетворения запросов потребителей.
Отличительная природа продукта намного шире, нежели определение товара, которые ошибочно с позиций терминологии приравнивают друг к другу. Продукт включает в себя как сам объект производства, так и комплекс качественных характеристик, которыми он наделяется на этапах планирования и прогнозирования для определенной целевой аудитории. Так, один и тот же товар может быть ориентирован как несколько продуктов для разных потребительских сегментов.
Любая продукция в процессе ее создания, обращения и потребления существует в нескольких различных формах:
- объекта прогнозирования и разработки (исследование, проектирование, изготовление и испытание опытных образцов);
- объекта перспективного и текущего планирования;
- овеществленного объекта (предмета) труда в производстве (полуфабриката);
- законченного производством продуктам труда (готовой продукции);
- товара;
- предмета потребления [4].
Материалы и методы исследования
Описанные с позиции модности характеристики продукта рассмотрены на основе аналитического обзора. На основе структурного подхода и теории маркетинга выделены функции и свойства продукта, которые позволили сформировать перечень уникальных характеристик модного продукта.
Результаты исследования и их обсуждение
В современных условиях конкурентоспособного рынка товар и его свойства определяются в жесткой цепочке полного цикла этапов маркетингового планирования. Основной набор базовых функций маркетинга, представленный на рисунке, связывает исходную потребность и потребителя с конечным товаром. Товар, представленный на рынок, проходит все стадии предпроектных и маркетинговых исследований изначально как продукт, свойства которого являются прогнозируемыми и заданными на стадии непосредственного проектирования.
Все стадии полного маркетингового цикла представляют определенную систему соподчиненных функций управления маркетингом: исследование, планирование, организация, контроль, учет и анализ, регулирование. Результат эффективности функционирования системы в рамках предприятия или рынка определяется слаженностью выделенных подсистем и поставленными целями.
Как уже было сказано выше, все свойства продукта как объекта определяются при его возникновении, распространении или потреблении и могут быть описаны количественными или качественными показателями. В зависимости от происхождения свойства продукта условно можно разделить на:
- свойства, назначенные продукту (объекту) при его проектировании и непосредственном изготовлении;
- свойства, приобретенные в процессе существования продукта (объекта).
Существующая классификация свойств предполагаемого товара (продукта) представлена следующими категориями: социальные, функциональные, эргономические, показатели надежности, эстетические свойства и свойства безопасности товара.
Полный цикл маркетинга при проектировании продукта
Функциональные свойства определяют полезность товара, социальные – характеризуют его пригодность, значимость для общества, эргономические свойства товара характеризуют его удобство, гигиеничность и комфорт в эксплуатации, надежность показывает способность изделия отвечать принятым в обществе нормам безопасности.
Для определения модного продукта необходимо ввести те оценочные критерии и свойства, которые сделают его отличительным в основной объектно-продуктовой линейке. При этом свойства будут в большинстве случаев определяться видом взаимодействия объекта и субъекта, где в качестве объекта выступает сам продукт, а субъектом могут быть не только непосредственные его производители (дизайнеры, производители сырья и одежды), но и конечные потребители (оптовая и розничная торговля, потребители и т.д.).
Современные исследователи выделяют два основных условия модности продукта:
1) модный продукт соответствует модным тенденциям;
2) модный продукт должен соответствовать критериям модности с точки зрения его конечных потребителей, т.е. удовлетворять их потребности.
Модный продукт, с одной стороны, удовлетворяет физические, а с другой – социально-психологические потребности владельца. Как и любой другой продукт, он может перестать удовлетворять эти потребности по причине физического устаревания, когда рассматривается его физическая долговечность, и по причине морального устаревания, определяющего его социальную долговечность. Как показывает практика, в настоящее время для модных продуктов моральное устаревание особенно актуально, а его причиной является модное устаревание, вызываемое модными изменениями [6]. В свою очередь, говоря о модном продукте, можно выделить следующие его функции:
- экономическая – формирует стандарты поведения;
- коммуникативная (социальная) – транслирует знаковую составляющую образа;
- эстетическая – организует доминирующие компоненты и атрибуты модного образа потребительской группы;
- психологическая (компенсаторная) – поддерживает иллюзию развития индивидуальности.
Итак, модный продукт – это, прежде всего, результат эффективного маркетинга, полученного в результате прогнозирования и планирования объекта на основе проведенных исследований потребностей определенного потребительского рынка. Насыщение рынка товарами, классифицируемыми как модные, возможно на основе выделения и прогнозирования ряда значимых качественных характеристик планируемого продукта производства, что, в свою очередь, возможно на базе структуризации перечня имиджевых характеристик самого продукта.
По теории А. Гофмана, модными называются объекты, посредством которых реализуются модные стандарты. К ним относятся: вещи, идеи, слова, художественные произведения и т.п., а также свойства объектов, например форма или размеры [3 с. 24]. Каждый из объектов, по мнению автора, существует как элемент и средство реализации модного стандарта, где под модным стандартом понимается разновидность культурных образцов, т.е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических процессов. К таким средствам Гофман причисляет все существующие в культуре методы и формы фиксации, хранения и передачи информации: от одежды и танца до печатного текста и магнитной записи. Необходимо отметить, что в рассматриваемой теории стандарты и объекты становятся модными только тогда, когда они обладают модными значениями, т.е. выступают в качестве знаков моды. Теория Гофмана предложена с позиций социального подхода, где свойства модного объекта являются ретрансляторами ценностных ориентаций участников моды через систему знаков в структуре взаимосвязанных элементов: модный стандарт – модный объект – ценности моды – поведение участников моды.
Американский специалист по теории моды Дж. Спролс в качестве объекта моды рассматривает «любой специфический стилистический продукт, а в некоторых случаях технологическую/функциональную инновацию или потребительскую услугу. В качестве нематериального «социального продукта объектом также может являться любая поведенческая практика, идеология или философия» [10].
Дж. Спролс присвоил объектам моды уникальные характеристики, в частности: он не может быть постоянным, должен устаревать, чтобы в конечном итоге смениться «новым»; иметь характеристики функциональной полезности; определяет общественные «вкусы» и «коллективный вкус» группы людей, которые приняли модный объект; характеризуется новизной, когда впервые появляется; может быть класса «люкс», а не необходимым товаром; социально разграничивает различные группы.
Рассматривая модный продукт как объект, можно предположить его основные характеристики, свойства и классификационные признаки. Британский маркетолог Майк Исей предложил классификацию модных продуктов и услуг, состоящую из трех базовых групп: первая – одежда, рассматривается как базовый продукт индустрии моды; вторая – родственные услуги (консультации по составлению гардероба, имиджмейкерство, парикмахерское искусство, визаж, ремонт и починка одежды, пластическая хирургия, трансплантация волос, искусственный загар, татуировки и пирсинг, химчистка и прачечная); третья – родственные продукты (обувь, шляпы и головные уборы, ювелирные украшения, чулочные изделия, ремни, сумки, шарфы и платки, очки, косметика, парфюмерия, парики, предметы галантереи) [9].
Выводы
Рассмотренные функции и свойства модного продукта позволили на основе структурного подхода и теории маркетинга сформировать перечень его уникальных характеристик. Рассмотрим более подробно каждую из позиций сформированного перечня. С позиций маркетингового подхода к категории модного продукта относятся продукты, имеющие короткий жизненный цикл: некоторые образцы литературы, одежда на сезон, продукция шоу-бизнеса. Иногда модным может стать потребление давно известного продукта. Однако модные волны приходят и уходят, поэтому в данном контексте даже широко известный продукт, становясь модным, переходит в категорию продуктов с коротким жизненным циклом [7].
Модный продукт имеет короткий жизненный цикл по отношению к продукту с заданными утилитарными функциями. Характер жизненного цикла модного продукта (ЖЦМП), с одной стороны, подчиняется общим закономерностям развития жизненного цикла традиционных продуктов. С другой, имеет ряд особенностей, объясняемых влиянием феномена моды [6]. В свою очередь, мода имеет свою цикличность, и обладает своей спецификой, связанной с понятиями модного цикла, смены модных стандартов и модными инновациями [2, с. 63]. Необходимо отметить, что то